«Я не волшебник, я только учусь...»

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 75

Кружковая работа

по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе.

«Я не волшебник, я только учусь...»


Руководитель: Шишкина Н.К.


Мама краски мне купила,

Ну, а кисточку - забыла.

Только я не унываю -

Пальцы в краску окунаю,

На бумагу их кладу,

Ловко линии веду.


Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве - залог будущих успехов.

Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность - это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность - это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к увиденному. Ребенок, в процессе рисования испытывает разные чувства - радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно - творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

На практике несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Анализ авторских разработок, различных материалов, а также передового опыта работы с детьми, накопленного на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, показал возможность применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Направленность данного кружка: учить передавать образную выразительность изображаемых предметов, развивать эстетическое восприятие, развивать пространственное мышление, тактильную память, мелкую моторику, вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту создаваемых работ, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями.

Актуальность программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Иногда дети очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи у детей вызывают раздражение или разочарование. Как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса.

Таким образом, пришло решение составить программу «Разноцветные пальчики», которая не подменяет занятия по изобразительной деятельности детей по основной программе, а дополняет их в виде кружковой работы.

Новизна кружка заключается в том, что в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Но не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

Цель кружка: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.

Задачи кружка:

Обучающие

  • Продолжать учить правильно держать карандаш, кисть, не напрягая мышц и не сжимая пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.
  • Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке. Учить «входить в образ».
  • Учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество.
  • Побуждать детей самостоятельно выбирать способы выражения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы.

Развивающие

  • Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенности их формы, пропорции, цвета, фактуры.
  • Развитие познавательной активности, творческого мышления.
  • Развитие эстетической восприимчивости.

Воспитательные

  • Воспитание эстетического вкуса.
  • Воспитание интереса к изобразительной творческой деятельности.
  • Вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.

В настоящее время использование этих материалов в изобразительном творчестве дошкольников может быть признано традиционным, так как широко описаны их техника и технология, разработаны методики освоения выразительных свойств этих материалов, они внедрены в широкую практику дошкольного обучения. На настоящем этапе задача активизации творческих способностей детей приводит к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Однако к использованию в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников и отрицательно сказывается на выразительности детских работ.

Практическое значение: техники рисунка кистью, ладошкой, работы с губкой, оттиск, рисование крупой значительно повышают уровень выразительности детских рисунков, обеспечивают повышение эффективности усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания образа и закономерностей композиции и колорита.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 3-4 года.

Структура кружка: Предлагаемая программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема.

Формы работы:

1. Практические занятия, в т. ч. беседы об окружающих предметах, о живой и неживой природе, о красоте изображаемых предметов, рассматривание художественных альбомов, иллюстраций, репродукций.

2. Выставки работ.

3. Посещение выставок детей из других групп (несколько раз в год).

В работе используются различные методы и приемы: обследования, наглядности, словесный, практический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество, мотивационный.

Нетрадиционные художественные техники, представленные в программе:

- Точечный рисунок.Рисование точками относится к необычным приемам.

- Тампонирование. Почему-то мы все склоны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Можно рисовать и тампоном.

- Метод волшебного рисунка. Рисование, солью, крупой и т.п.

- Метод пальцевой живописи. Способ изображать окружающий мир: пальцами, ладонью.

Структура занятия:

1. Вступительная беседа (2-3 мин).

Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение, через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только, выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями. По мере того, как ребенок овладевает навыками работы с различными материалами, ему предлагается выбор того или иного материала для изображения созданного им образа.

2. Выполнение задания (10 мин).

3. Заключительная часть (2-3 мин).

Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.

Предполагает проведение одного кружкового занятия в неделю в течение 15 мин.

Ожидаемый результат:

- дети самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты, владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их;

- дети самостоятельно создают композицию, используя технику нетрадиционного рисования;

- выражают свое отношение к окружающему миру через рисунок;

- умеют оценивать результат своей деятельности;

- дети проявляют интерес к изобразительной деятельности друг друга.

Перспективное планирование на 2017-2018г.

Сентябрь

1. Набежала тучка озорная, и одарила дождиком всех нас.

Тампонирование. Рисование пальчиками.

 Познакомить с новой техникой рисования - тампонированием (тучка) и рисование пальчиками (дождик) Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус.

2. «Вот ёжик - ни головы, ни ножек...»

Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками.

Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком 

3. «Букет из осенних листьев».

Печатание листьями.

 Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность.

4. "Мухомор"

 Рисование пальчиками.

 Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке. 

Октябрь

1. " Ежик"

Рисование ладошкой.

 Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату. 

2. "Компоты и варенье в баночках"

 Рисование пальчиками.

 Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они видели, пробовали и хотели бы нарисовать 

3. "Веточка рябины"

 Рисование пальчиками

Продолжать учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности. 

4. "Грибок"

 Рисование крупой.

 Познакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. 

Ноябрь

1. "Ласковый котенок"

 Рисование пальчиками.

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание помочь котенку. 

2. "Звездочки на небе"

 Рисование пальчиками.

Продолжать учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке 

3. "Солнышко"

 Рисование крупой.

Продолжать знакомить детей с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. 

4. "Щенок"

 Рисование методом тычка.

 Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. 

Декабрь

1. «Весёлый снеговик»

Рисование пальчиками.

Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. 

2. " В лесу родилась елочка"

 Рисование методом тычка.

 Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. 

3. "Елочка-красавица" (коллективная работа)

Рисование ладошками.

 Продолжать знакомить детей с техникой печатанья ладошками. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе 

4. «Снежинки».

свеча + акварель  Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. 

Январь

1. "Зайка"

 Тампонирование.

 Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования - тампонированием. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус.

2. «Овечка»

Рисование пальчиками.

 Закреплять умение детей наносить ритмичные мазки указательным пальчиком. Учить соблюдать границы изображения. Стимулировать желание закончить рисунок, дополнив его деталями.

3. "Снегопад за окном"

 Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке 

4. "Веселые осьминожки" (коллективная работа)

Рисование ладошками.

 Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе 

Февраль

1. "Снежинка"

 Рисование крупой. Познакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. 

2. "Петушок"

 Рисование ладошкой.

 Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. 

3. «Кораблик для папы»

Скатывание бумаги.

 Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. 

4. «Ночь и звезды»

Рисование манкой, скатывание салфеток.

 Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. 

Март 

1. "Веточка мимозы"

 Рисование пальчиками.

Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет. 

2. "Бусы для мамы"

 Рисование пальчиками.

 Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы. 

3. "Цыпленок"

 Рисование методом тычка.

 Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

4. "Огонек невеличка"

 Тампонирование.

 Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования - тампонированием. Познакомить детей с положительными и отрицательными свойствами огня, правилами ОБЖ. Учить аккуратно брать краску. Продолжать знакомить с цветами. 

Апрель

1. "Солнышко" (коллективная работа)

Рисование ладошками.

 Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. 

2. "Повисли с крыш сосульки - льдинки" 

Рисование пальчиками.

 Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично наносить точки в определенной последовательности Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. 

3. "Носит одуванчик желтый сарафанчик"

 Рисование пальчиками.

 Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. 

4. "Солнечные цветы"

 Рисование методом тычка.

Развивать умение детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. 

Май

1. "Салют"

 Рисование методом тычка.

 Познакомить детей с праздником «День победа» и неотъемлемой частью празднования - салютом. Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. 

2.  "Аленький цветочек"

 Рисование ладошками.

 Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату. 

3. «Бабочка»

Рисование ватными пальчиками, тампонирование.

 Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. 

4. «Одуванчик»

Выдувание.

 Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.


Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать