Почему не стоит говорить детям слово «нельзя» и чем его заменить

10.04.2023

Часто родители пытаются защитить ребенка с помощью всевозможных ограничений. Казалось бы, этот способ гарантирует исключение всех опасностей. Но психологи и педагоги предупреждают, что категорические запреты плохо влияют на развитие.

Что будет, если часто говорить «нельзя»

Подавляя эмоции (например, говоря: «Нельзя плакать»), мы не даем возможности прочувствовать их. Без собственного опыта проживания эмоций человек не имеет возможности проявлять эмпатию к другим. Результатом может стать несформированность эмоционального интеллекта.

Если ребенок сталкивается со слишком большим количеством ограничений, это может привести к:

  • сужению познавательного интереса и, как следствие, узкому кругозору, низкому уровню эрудированности;
  • формированию страха к внешнему миру;
  • отсутствию эмпатии;
  • формированию излишнего интереса к запрещенным вещам.

Когда можно использовать слово «нельзя»

Понятно, что совсем без запретов обойтись не получится при всем желании. Поэтому нужно придерживаться определенных правил, чтобы ограничения не подавляли личность ребенка.

Все взрослые члены семьи, участвующие в воспитании, должны понимать, что «нельзя» — это строгий запрет. Поэтому применять его нужно, только если какое-либо действие связано с угрозой для здоровья и жизни ребенка.

Лучше не злоупотреблять этим словом. Иначе оно теряет свой вес, свою значимость. И, конечно, запретов не должно быть слишком много.

Чем заменить слово «нельзя»

Прежде всего, желательно создать безопасную среду дома. Если в квартире не будет мебели с острыми углами, незащищенных розеток, ядовитых комнатных растений и низко стоящих бьющихся предметов, поводов для запретов станет меньше.

В современном мире есть множество приспособлений (например, заглушки для розеток, ограничители и пр.), которые делают пространство квартиры или дома более безопасным для детей.

Для объяснения оставшихся опасностей лучше употреблять нейтральные слова, объясняющие наличие угрозы: «горячо», «холодно», «больно».

Важно объяснять причины запрета. «Нельзя, потому что я так сказал» — такой ответ не подходит ни для дошкольника, ни для подростка. Объяснение причин запрета должно соответствовать возрасту ребенка.

Например, малышам можно объяснять возможные опасности через игру или через сказку. Школьникам и подросткам причины запретов лучше объяснять с привлечением научной, исторической и правовой информации.

Такие объяснения станут не только доверительной беседой, но и будут иметь развивающий характер.

Очень важно постепенно учить ребенка строить свое поведение в рамках заданных правил. Это важный социальный опыт, который приобретается именно в семье. У ребенка формируется представление о границах, которые задаются общественными нормами, такими как законы, мораль, этикет и другие.

Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать